Главная » 2009»Апрель»17 » Владимир Бортко о фильме " Тарас Бульба" и о себе
Владимир Бортко о фильме " Тарас Бульба" и о себе
09:10
Недавно состоялся премьерный
показ фильма известного режиссера члена КПРФ Владимира Бортко «Тарас Бульба».
Новая кинолента приурочена к 200-летию со дня рождения великого русского
писателя Николая Васильевича Гоголя.
БУДЕМ ЖИТЬ ПРИ
КОММУНИЗМЕ С АЙФОНАМИ И BMW
– Владимир Владимирович,
как вы считаете, Гоголь – русский писатель или все-таки украинский?
– Поскольку это одна и та же
нация, нет никакого разделения на великорусский и малоросский народы, на
русских и украинцев. Это мое личное мнение, и мнение Николая Васильевича
Гоголя, о чем он, в частности, писал в повести «Тарас Бульба». «Где такие огни
и такая сила, которая пересилит русскую силу!» Это сказал не я, а Гоголь,
который владел вопросом, как сейчас бухгалтеры говорят. На территории Украины уже
было несколько государств. 100 лет существовало Великое Княжество Литовское, а
потом – Речь Посполитая еще 100 лет. Тем не менее жил там всё это время один и
тот же народ, продолжающий жить там и по сей день. Поэтому всякая проблема с
Украиной, по сути, надумана. Более того, даже говорить, какие украинцы хорошие,
– уже значит подчеркивать то, чего не существует: разницу между народами. Я
наполовину оттуда, наполовину отсюда, и могу вам подтвердить лично. Хотя мое
мнение расходится с точкой зрения Ющенко и элиты, которой выгодно существовать
отдельно. Когда я приезжаю в Киев, где я прожил почти 30 лет, у меня такое
впечатление, знаете, что понаехали все. Кто такие, откуда взялись? Я жил в
Киеве с года до двадцати девяти, и на этих людей мне смотреть достаточно
странно. Я говорю по-русски, все мои друзья всю жизнь говорили по-русски,
девушки наши говорили по-русски. Акцент – да, но акцент и в Ростове, и в
Вологде. Вот моя точка зрения по национальному вопросу: произведение Гоголя
националистское… Неполиткорректное.
– Как вы решили проблемы с
антипольскими и антиеврейскими настроениями гоголевских персонажей?
– Ну, с поляками просто.
Какая разница, чей дедушка с кем воевал? Сейчас бы не дрались. Вы спокойно
пережили фильм «Огнем и мечом»? И я спокойно. И поляки, которые у меня
снимались, тоже спокойно эти съемки пережили. Что же касается евреев, то это
серьезный вопрос, наиболее болезненный. Я не выкидывал ни одного слова из тех,
что написал Николай Васильевич Гоголь. Всё это произносится вслух. Но поскольку
Тарас Бульба и Янкель в конце подружились… В общем, еврейский вопрос я
разрешил. Никто не смог, а я разрешил.
– Это при том, что главный
ваш герой – казак-националист.
– Он совсем не националист,
дорогая моя. Про что этот «Тарас Бульба»? Все почему-то считают: у Тараса был
сын Андрий, он полюбил полячку, папа его за это убил. Всё не так, он убил его
не за то, что он полюбил полячку. Бульба является частью угнетенного народа, и
он исповедует идею его защиты. Всё остальное его мало волнует и интересует. Он –
цельная личность, воспринимающая всё с этой точки зрения. Существует
классическая сцена приезда сыновей на хутор, которая обычно трактуется в
водевильном малороссийском ключе: пьяный папа вертит сыновей туда-сюда, еще и
драться потом начинает. Но поскольку я лучший читатель в России точно, а может
даже и в Европе, то я хочу сказать: а почему он это делает? Если он нормальный
человек. Думайте сами. Нет, вы подумайте… Интересно, додумаетесь или нет?
– Ну, он хочет видеть в
своих сыновьях…
– Да их не было долго, они
учились в польском городе Киеве. Кто они, не изменились ли, могут ли они
продолжать его дело? Вся эта шутливая драка – это проверка. И он видит в своем
старшем сыне то, чего ожидает. Надо полагать, что второй такой же. Но нет –
второй не такой же, он – первый диссидент.
– И вы не сочувствуете
первому диссиденту?
– Чего ему сочувствовать? Это
просто два разных пути: один – славянофил, другой – западник. Знаете, мало
людей умеет читать книжки. Запишите, пожалуйста, очень мало кто умеет читать
книги, но, слава Богу, читают вообще мало. А когда читают книгу, то пропускают
половину обычно. У Гоголя как было? Андрий попадает в осажденный город. А куда?
В костел. В это время, пишет великий русский писатель, взошло солнце. И его
лучи проникали сквозь цветные витражи, окрашивая всё каким-то невероятным
светом. И вдруг заиграл орган, которого он никогда не слышал. И он стоял,
открыв рот, пока татарка не потащила его к его любимой. То есть какое
впечатление это на него произвело, понятно, да? Для него панночка – это
выражение того самого Запада, к которому он уже склонился. Любое сомнение – уже
предполагаемая измена. Почему папа его меньше любит? Не потому, что он дерется
плохо, а потому, что чувствует в нем сомнение. А старший – нет, старший наш.
Андрий же какой-то прямо последователь Новодворской.
– Вы на стороне
славянофилов?
– Я ни на какой стороне.
– Нет, лично вы, вот ваша
точка зрения, ваша идеология.
– А я, разумеется, полностью
на стороне Тараса Сильвестрыча Бульбы и его старшего сына. Есть вещи, где
толерантность неуместна. Например, прохожу я мимо подворотни, а там вас,
Мурочка, извините, насилуют. Если я толерантен, я понимаю, что человеку
захотелось женского тела, – ну, надо ему, можно понять, пускай дальше делает
свое дело. Но уместна ли здесь толерантность? По-моему, его надо просто убить.
Вот это – то же самое. Тарас Бульба испытывает примерно те же самые чувства. Он
не может Андрия не убить.
– То есть вы выбираете
долг в борьбе между долгом и чувством?
– Конечно, естественно, да. И
хочу, чтобы все, посмотрев кино, наплевали на Новодворскую и Ковалева и пошли
дружными рядами записываться в КПРФ.
– Мы к этому еще вернемся,
а пока сконцентрируемся на вашем методе воспитания детей.
– Для Тараса это уже не ребенок,
это – предатель. Родина превыше всего – это сказал не я, это сказал Уолт
Уитмен, великий американский поэт. Младший сын Тараса – он же убивал своих,
понятно, да, что он сделал? Наш фильм – это героическая драма, но, по сути,
«Тарас Бульба» – это эпос…
– Фильм идет 2 часа 10
минут. Не маловато для эпоса?
– Нет, это ужасно, я же
добрый человек. У меня есть один режиссер знакомый, он запирает зал снаружи и
показывает свое кино. Я не такой. Так вот, «Тарас Бульба» – это эпос. Там везде
преувеличения. Знаете, сколько времени занимает действие повести? 150 лет
проходит с момента приезда сыновей на хутор и до смерти Тараса. У Гоголя
вначале сказано «XV век», а заканчивается всё конкретной битвой, дата которой
установлена. Или вот еще – «Тарас вскочил на коня, и конь присел под
двадцатипудовой тяжестью». Это 320 килограммов. 320-килограммового человека на
тележечке возить надо, ему дышать трудно. Понятно, да? Это же архетипы. И Тарас
Бульба является душой своего народа. Она действует так, как надо, она может и
сына убить.
– Вы хотели снять
патриотическое кино, разбудить любовь к Родине в массах?
– Понимаете, первая задача
искусства – доставлять эстетическое удовольствие. Как сказал Карл Маркс,
воспитательная функция у искусства существует, но она у него, кажется, на 9-м
месте. А главная функция – эстетическая. Я хотел сделать хорошее кино, только и
всего. Доставить вам удовольствие. «Пойдем посмотрим «Тараса Бульбу» – странное
такое желание в субботний вечер, да? Но, тем не менее, я очень надеюсь на
«сарафанное радио».
– Вы член Коммунистической
партии. Простите, но я не могу понять, как может быть коммунистом человек,
снявший «Собачье сердце».
– А почему же нет? Во-первых,
членов Коммунистической партии было очень много. Например, Пикассо. Почти все
французские писатели XXвека. (В этот момент у Владимира Владимировича звонит
айфон.)
– Член Компартии с
айфоном?
– А что такого в айфоне? У
меня еще есть автомобиль «BMW семерка», машина премиум-класса.
– Мне казалось, что
капиталистические радости несколько противоречат коммунистической идеологии.
– Давайте посмотрим за окошко
– как у нас с природой дело обстоит. Вы можете себе представить, что мы можем
оказаться последними поколениями, живущими на Земле? Во-вторых, кризис, который
сейчас разразился. Карл Маркс что говорил? Говорил: ребята, пропадете,
неизбежен крах капитализма. Вот сейчас крах капитализма мы и наблюдаем. А как
пытаются бороться в Штатах, кстати круче всех, знаете? Они там всё
национализируют. Нельзя воспринимать нынешнюю компартию как наследие товарища
Солнцева, – был такой, вы его не застали, – к нему бы я не поступал. Я к Карлу
Марксу поступил.
– То есть нынешняя КПРФ не
наследница КПСС?
– Не всё так плохо с КПСС.
Когда появилась КПСС, 80 процентов населения было неграмотным. Через 30 лет был
запущен спутник. Это так. Лучшее в мире образование, я кое-что знаю о нем.
Много очень хороших вещей, много, конечно, идиотизма, но самое главное, что
произошла большая ошибка, но это уже отдельная тема. Вкратце: большевики ушли
от марксизма и наделали ошибок. Просто в начале каждого дела должен стоять
еврей. Они ушли от еврея – и пропали.
– Извините, я все-таки
насчет айфона не поняла.
– Кто сказал, что коммунист
должен ходить в сапогах и пить самогон? «Где написано у Карла Маркса, что
второй дом по Обуховскому переулку нужно забить досками и ходить вокруг через
черный ход? Нет такого у Карла Маркса». Я сейчас процитировал «Собачье сердце».
У Маркса была идея, а идеи – они такие. Вот распяли одного – у него была
классная идея, но после этого за нее сожгли такое количество народу, что ужас
просто, даже Сталин столько не понаделал. Что ж, отменить церковь теперь? Нет.
И к этой идее мы вернемся рано или поздно, вот уже начали возвращаться, – Обаму
избрали, и процесс пошел... Неудачная попытка не есть плохая идея. 60 лет
коммунизма у нас – смешно по сравнению с 6000 годами существования цивилизации.
Попробуем еще раз – и, говорю вам, будем жить при коммунизме, но уже с айфонами
и с BMW.