2 сентября 2008 года исполнилось 100 лет со дня рождения одного из пионеров
отечественной науки и техники в области ракетного двигателестроения, ракетной
техники и космонавтики, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата
Ленинской и Государственных премий СССР, академика РАН Валентина Петровича
Глушко.
В послании конгрессу США от 25 мая 1961 года президент Д. Кеннеди так
охарактеризовал ключевую роль ЖРД (жидкостных ракетных двигателей) в создании
опережающего задела СССР в ракетной технике: “Мы стали свидетелями того, что
начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся
у него мощным ракетным двигателям. Это обеспечило Союзу ведущую роль…”
В.П. Глушко был создателем мощных ЖРД, он внес
решающий вклад в осуществление легендарного полета в 1988 году многоразовой
системы “Буран”. Ныне, спустя 20 лет, мы являемся свидетелями того, как мощный
научный и технологический задел, созданный под руководством Глушко, позволяет
получать порою фантастические результаты. Достаточно упомянуть об использовании
на американских ракетах “Атлас-3”
и “Атлас-5”
российского двигателя РД-180, созданного в НПО Энергомаш имени академика Глушко
в рекордно сжатые (2,5 года) сроки и при использовании всего восьми доводочных
ЖРД.
В.П. Глушко – личность поистине космического масштаба, результаты его
научно-производственной деятельности уникальны. Ныне здравствующие соратники
Валентина Петровича отмечают в нем прежде всего гармоничное сочетание
необыкновенной целеустремленности, высочайшей организованности, глубоких
системных знаний во многих сферах науки и техники.
Мне довелось трижды присутствовать на совещаниях, проводимых в рамках Совета
Главных конструкторов под председательством В.П. Глушко в Воронеже, Химках и
Подлипках (ныне город Королев). Одно из последних совещаний предшествовало
завершающей стадии подготовки к полету космической системы “Буран”. В те давние
времена меня поражало в Валентине Петровиче, несмотря на его солидный возраст,
подчеркнутая стильным костюмом стать, невозмутимое и четкое владение
аудиторией, неожиданные порою вопросы (по самой сути проблемы) к докладчикам и
академически системное итоговое заключение. Мне довелось сидеть в одном ряду с
генералом В.А. Джанибековым и наблюдать при абсолютном внешнем спокойствии
космонавта его восхищение (по глазам) происходящим процессом протекания
совещания.
Об уникальной личности В.П. Глушко будет написано, несомненно, много литературы,
как и о его славных соратниках: С.П. Королеве, В.П. Мишине, А.Д. Конопатове,
В.И. Кузнецове, Н.А. Пилюгине, В.П. Бармине и др. Все они укрепили державность
нашей страны своими космическими достижениями. К этому ряду необходимо,
справедливости ради, добавить, на мой взгляд, и имя дважды Героя
Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, академика
РАН Николая Дмитриевича Кузнецова.
В октябре-ноябре 1995 года 12 (плюс центральный)
каналов ТВ Соединенных Штатов Америки возвращались к одной и той же теме –
русские являют чудеса своих запасников. Тема касалась безукоризненных
результатов испытаний кислородно-керосинового жидкостного ракетного двигателя
НК-33 после 21 года хранения его в незащищенных условиях. Упомянутый ЖРД создан
в 70-х годах для пилотируемого советского лунника (программа Н-1) в ОКБ,
руководимом Н.Д. Кузнецовым. Когда в 1974 году правительством СССР был взят
курс на создание системы “Буран”, программу Н-1 не закрыли, но просто перестали
финансировать. Николаю Дмитриевичу поступило распоряжение верхов утилизировать
(стране якобы не хватало металлолома) подготовленную к летному испытанию партию
двигателей НК-33. Генерал-лейтенант Н.Д. Кузнецов ценой громадного риска не
выполнил указанного распоряжения, считая его выполнение расточительством
народного достояния. По давнему признанию специалистов фирмы Аэроджет (США), в
исследовательском центре которого проводился до середины ноября 1995 г. цикл “жестких”
испытаний упомянутого ЖРД, “двигатель НК-33 является самым надежным из всех
существующих двигателей, работающих на кислороде и углеводородной смеси, и
демонстрирует максимальное отношение тяги к массе”. Не будь нравственной
смелости творца чудо-техники Н.Д. Кузнецова, в книгу рекордов Гиннеcса не
поступила бы информация о первом в мировой практике примере жизнестойкости и
непревзойденных по времени технических показателях советской ракетной техники.
Еще раз повторяю: двигатель НК-33 – первый в мире кислородно-керосиновый ЖРД
большой тяги (150 тонн), созданный по замкнутой пневмогидравлической схеме,
хранился более 21 года в незащищенных условиях. По техническому заданию ему
отводился срок в пять с половиной лет при обеспечении специальных мер хранения.
Сохранение партии ЖРД от программы Н-1 принесло нашей стране в середине 90-х
годов зарубежный контракт на сумму более 50 млн. долларов. Но самое главное,
создание указанного двигателя помогло России приобрести опыт широкого и
системного освоения мощной криогенной техники. Этот опыт плодотворно
использовался при создании системы “Буран”, в том числе при разработке
уникальных кислородно-керосиновых ЖРД РД-170 в НПО Энергомаш имени академика
В.П. Глушко.
Нынешний юбилейный год, в котором отмечается три важных даты: 100-летие со дня
рождения В.П. Глушко, успешный запуск 15 ноября 1988 года системы “Буран” и
полет 15 апреля того же года первого в мире самолета ТУ-155 с двигателем НК-88
при его работе на жидком водороде, является хорошим поводом вспомнить добрым
словом наших соотечественников, укреплявших своим трудом державность нашей
страны.
Память о наших величайших современниках прошлого века в области ракетной
техники придает нам силы в веке нынешнем и укрепляет веру в неисчерпаемые
интеллектуальные и технологические ресурсы России. Стать бы достойными их
памяти.
Валерий Игнатьевич ГУРОВ, доктор технических
наук
"Экономическая и философская газета" сентябрь 2008г.