форум IRA-MOSCOW

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 18.05.2024, 10:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Интервью [11]
В ГосДуме [5]
Статьи на актуальные темы [17]
Статьи на актуальные темы
Новый мировой порядок [7]
Новости науки [26]
новости науки
здоровье, новости медицины [10]
реформа армии [6]
Библиотека [8]
Организованая преступность [7]
Красная идея в мире [5]
Новости континента
Сеть размышляет [9]
интернет о событиях в мире
Архив [17]
Главная » Статьи » Новости науки

Властелин Огня

ВЛАСТЕЛИН ОГНЯ

К 100-летию со дня рождения В.П. Глушко

 

            2 сентября 2008 года исполнилось 100 лет со дня рождения одного из пионеров отечественной науки и техники в области ракетного двигателестроения, ракетной техники и космонавтики, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, академика РАН Валентина Петровича Глушко.

            В послании конгрессу США от 25 мая 1961 года президент Д. Кеннеди так охарактеризовал ключевую роль ЖРД (жидкостных ракетных двигателей) в создании опережающего задела СССР в ракетной технике: “Мы стали свидетелями того, что начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся у него мощным ракетным двигателям. Это обеспечило Союзу ведущую роль…”

В.П. Глушко был создателем мощных ЖРД, он внес решающий вклад в осуществление легендарного полета в 1988 году многоразовой системы “Буран”. Ныне, спустя 20 лет, мы являемся свидетелями того, как мощный научный и технологический задел, созданный под руководством Глушко, позволяет получать порою фантастические результаты. Достаточно упомянуть об использовании на американских ракетах “Атлас-3” и “Атлас-5” российского двигателя РД-180, созданного в НПО Энергомаш имени академика Глушко в рекордно сжатые (2,5 года) сроки и при использовании всего восьми доводочных ЖРД.

            В.П. Глушко – личность поистине космического масштаба, результаты его научно-производственной деятельности уникальны. Ныне здравствующие соратники Валентина Петровича отмечают в нем прежде всего гармоничное сочетание необыкновенной целеустремленности, высочайшей организованности, глубоких системных знаний во многих сферах науки и техники.

            Мне довелось трижды присутствовать на совещаниях, проводимых в рамках Совета Главных конструкторов под председательством В.П. Глушко в Воронеже, Химках и Подлипках (ныне город Королев). Одно из последних совещаний предшествовало завершающей стадии подготовки к полету космической системы “Буран”. В те давние времена меня поражало в Валентине Петровиче, несмотря на его солидный возраст, подчеркнутая стильным костюмом стать, невозмутимое и четкое владение аудиторией, неожиданные порою вопросы (по самой сути проблемы) к докладчикам и академически системное итоговое заключение. Мне довелось сидеть в одном ряду с генералом В.А. Джанибековым и наблюдать при абсолютном внешнем спокойствии космонавта его восхищение (по глазам) происходящим процессом протекания совещания.

            Об уникальной личности В.П. Глушко будет написано, несомненно, много литературы, как и о его славных соратниках: С.П. Королеве, В.П. Мишине, А.Д. Конопатове, В.И. Кузнецове, Н.А. Пилюгине, В.П. Бармине и др. Все они укрепили державность нашей страны своими космическими достижениями. К этому ряду необходимо, справедливости ради, добавить, на мой взгляд, и имя дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, академика РАН Николая Дмитриевича Кузнецова.

В октябре-ноябре 1995 года 12 (плюс центральный) каналов ТВ Соединенных Штатов Америки возвращались к одной и той же теме – русские являют чудеса своих запасников. Тема касалась безукоризненных результатов испытаний кислородно-керосинового жидкостного ракетного двигателя НК-33 после 21 года хранения его в незащищенных условиях. Упомянутый ЖРД создан в 70-х годах для пилотируемого советского лунника (программа Н-1) в ОКБ, руководимом Н.Д. Кузнецовым. Когда в 1974 году правительством СССР был взят курс на создание системы “Буран”, программу Н-1 не закрыли, но просто перестали финансировать. Николаю Дмитриевичу поступило распоряжение верхов утилизировать (стране якобы не хватало металлолома) подготовленную к летному испытанию партию двигателей НК-33. Генерал-лейтенант Н.Д. Кузнецов ценой громадного риска не выполнил указанного распоряжения, считая его выполнение расточительством народного достояния. По давнему признанию специалистов фирмы Аэроджет (США), в исследовательском центре которого проводился до середины ноября 1995 г. цикл “жестких” испытаний упомянутого ЖРД, “двигатель НК-33 является самым надежным из всех существующих двигателей, работающих на кислороде и углеводородной смеси, и демонстрирует максимальное отношение тяги к массе”. Не будь нравственной смелости творца чудо-техники Н.Д. Кузнецова, в книгу рекордов Гиннеcса не поступила бы информация о первом в мировой практике примере жизнестойкости и непревзойденных по времени технических показателях советской ракетной техники. Еще раз повторяю: двигатель НК-33 – первый в мире кислородно-керосиновый ЖРД большой тяги (150 тонн), созданный по замкнутой пневмогидравлической схеме, хранился более 21 года в незащищенных условиях. По техническому заданию ему отводился срок в пять с половиной лет при обеспечении специальных мер хранения. Сохранение партии ЖРД от программы Н-1 принесло нашей стране в середине 90-х годов зарубежный контракт на сумму более 50 млн. долларов. Но самое главное, создание указанного двигателя помогло России приобрести опыт широкого и системного освоения мощной криогенной техники. Этот опыт плодотворно использовался при создании системы “Буран”, в том числе при разработке уникальных кислородно-керосиновых ЖРД РД-170 в НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко.

            Нынешний юбилейный год, в котором отмечается три важных даты: 100-летие со дня рождения В.П. Глушко, успешный запуск 15 ноября 1988 года системы “Буран” и полет 15 апреля того же года первого в мире самолета ТУ-155 с двигателем НК-88 при его работе на жидком водороде, является хорошим поводом вспомнить добрым словом наших соотечественников, укреплявших своим трудом державность нашей страны.

            Память о наших величайших современниках прошлого века в области ракетной техники придает нам силы в веке нынешнем и укрепляет веру в неисчерпаемые интеллектуальные и технологические ресурсы России. Стать бы достойными их памяти.

 

 Валерий Игнатьевич ГУРОВ, доктор технических наук

"Экономическая и философская газета" сентябрь 2008г.

Категория: Новости науки | Добавил: ira-moscow (10.10.2008)
Просмотров: 879 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 |