Вести из Российской академии наук
Знают ли
власти страну, которой управляют?
На очередном
заседании Президиума РАН перед академиками выступили: доктор географических наук Артоболевский Сергей Сергеевич (Институт
географии РАН), академик Бакланов Петр Яковлевич, доктор географических Трейвиш Андрей Ильич (Институт географии
РАН).
Тема научного сообщения – « ПРОСТРАНСТВО И РАЗВИТИЕ РФ: ПОЛИМАСШТАБНЫЙ АНАЛИЗ».
Россия – самая крупная страна мира, однако,
масштабы и
разнообразие территории,
традиционно мало интересовало ее политиков. Более того, это разнообразие и
огромные масштабы часто рассматривались как ограничитель
социально-экономического развития страны. Игнорирование многоуровневой
территориальной структуры огромной страны ограничивалось рассмотрением ее в
виде нескольких точек на карте – все это мешает ее социально-экономическому
развитию, ограничивает эффективность управления.
Пространственный подход, развиваемый в рамках
социально-экономической географии, состоит в выделении и изучении
территориальных структур хозяйства и населения на уровне мира, страны, региона,
населенного пункта. Выделяются различные территориальные структуры с помощью
районирования по различным основаниям. Это позволяет географам вести исследования
в диапазоне «от глобального до локального», часто в рамках одного исследования.
«Игра» масштабами – важнейший инструмент
упомянутой науки, позволяющий получить более полное понимание идущих в стране
процессов территориальной трансформации и тенденций развития.
Географов-экономистов охотно берут на работу
в органы власти всех видов и уровней, в крупнейшие компании. Социально-экономическая география как наука
пока значительно менее востребована. За последние 15 лет в
социально-экономическом пространстве страны произошли значительные изменения:
усилились региональные диспропорции между центром и периферией, само
пространство стало более поляризованным и фрагментарным, отражая наличие и
востребованность тех или иных ресурсов развития. Ключевым фактором развития практически любого
ареала становится его экономико-географическое положение. Близость к рынкам
сбыта становится более важным для сельского хозяйства, чем климат и почвы. В
безусловные лидеры выходят территории, обладающие дефицитными полезными
ископаемыми и/или производящие полуфабрикаты на экспорт.
Региональное развитие в РФ ведет к образованию и кризисных
территорий различного типа – депрессивных промышленных и аграрных,
слаборазвитых. Полюсами роста становятся крупные центры и их окружение (т.е.
агломерации). Трансформация российского пространства – результат совместного
действия механизмов самоорганизации и государственной политики. Так процессы
субурбанизации, связанные с изменением системы ценностей части населения,
относятся к первым. Пример государственной политики - введение ограничений на
вывоз необработанной древесины, что уже меняет географию лесного комплекса. К
сожалению, лишь небольшая часть усилий государства имеет четкие
пространственные цели. Региональная политика зачастую реализуется в режиме
скорой помощи. В отсутствии четких критериев выбора территорий значительная
часть федеральной помощи распределяется в интересах «большой» политики. Наличие
мощного Министерства регионального развития – лишь шанс на прорыв, а не его
гарантия.
В отсутствии научной базы региональная политика в РФ может остаться
конгломератом политики, планирования, районных планировок и социальной
политики.
Географические задачи, которые необходимо решать на разных пространственных уровнях
Пространственные уровни
|
Географические задачи для
целей
территориального развития, управления
|
1. Россия в системе
международной интеграции
|
Анализ взаимодополняемости
природно-ресурсного потенциала и ТС хозяйства РФ и ее соседей; выделение
трансграничных регионов и обоснование их устойчивого развития; оценка
геополитического положения
|
2. Российская Федерация
(национальный уровень)
|
Членение, зонирование,
районирование территории (акватории) для различных целей; участие в
разработке стратегических программ социально-экономического развития
|
3. Крупные экономические
районы
(Федеральные округа)
|
- Зонирование,
районирование для различных целей.
- Участие в разработке
региональных программ;
- Решение проблем
регионального природопользования;
- Создание мониторинга
регионального развития
|
4. Субъекты РФ
|
- Дробное зонирование,
районирование для различных целей
- Участие в разработке
программ устойчивого развития,
в т.ч. программы устойчивого природопользования
- Создание мониторинга
|
5. Муниципальные
образования
|
- Участие в разработке
программ устойчивого развития
- Решение проблем
природопользования
- Мониторинг развития
|
6. Выделение ТС хозяйства
для отдельных предприятий, компаний
|
Оценка вклада отдельных
предприятий, компаний, а также инвестиционных проектов в экономическое,
социальное и экологическое качество регионального развития
|
В целом власти мало знают
территорию, которой они управляют. Необходима реальная экспертиза
пространственных социально-экономических последствий крупных инвестиционных
проектов (как частных, так и государственных). Указанные задачи вполне под силу
реализовать в рамках РАН, при условии интеграции исследований
социально-экономических географов, региональных экономистов, представителей
смежных наук. Это обеспечило бы создание целой исследовательской сети,
включающей 15-20 региональных центров.
|