форум IRA-MOSCOW

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.11.2024, 07:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Интервью [11]
В ГосДуме [5]
Статьи на актуальные темы [17]
Статьи на актуальные темы
Новый мировой порядок [7]
Новости науки [26]
новости науки
здоровье, новости медицины [10]
реформа армии [6]
Библиотека [8]
Организованая преступность [7]
Красная идея в мире [5]
Новости континента
Сеть размышляет [9]
интернет о событиях в мире
Архив [17]
Главная » Статьи » Статьи на актуальные темы

О безнравственности капитализма

О безнравственности капитализма


Дмитрий Парамонов 


Споры с обывателями о предпочтительности капитализма или социализма часто сводятся к выяснению вопроса о реальности капиталистической эксплуатации. Обычно предполагается что сама по себе эксплуатация есть нечто отрицательное, но утверждается что она на самом деле отсутствует в капиталистическом обществе. Так как невозможно отрицать присвоение прибыли буржуями и ссудного процента ростовщиками, то приходится прибегать к утверждениями о справедливости такого присвоения.

Типичным оправданием является утверждение о том что прибыль является справедливой платой за организацию капиталистического предприятия, за риск вложенными деньгами, за помощь нуждающимся заёмщикам и т.д. ..

Экономические учебники капитализма с предельной ясностью описывают механизм создания прибыли: максимизация доходов предприятия, что означает максимизацию расходов потребителя, и минимизацию расходов предприятия, что означает минимизацию доходов трудящихся (зарплаты). То есть абсолютно ясно противопоставление интересов буржуазии и ростовщиков как владельцев средств производства и финансового капитала с одной стороны, и трудящихся, которые также выступают в роли потребителей, с другой. Также абсолютно чётко сформулировано с чьих руках находится власть: это менеджеры капиталистических предприятий, которые оптимизируют цены на потребительские товары и минимизируют зарплату наёмных работников...

Буржуи находятся в монопольном положении по отношению к наёмным работникам и потребителям. Эта монопольная власть никак не ограничена законодательно. Что может ограничить власть в отсутствии законов? Это внешняя сила и внутренняя нравственность. Внешней силой в данном случае является борьба трудящихся против буржуазной эксплуатации. А есть ли у буржуев нравственность?

Как можно классифицировать стремление к получению максимального объёма материальных благ (прибыли) от других членов общества при минимизации собственных усилий (в пределе лишь получая дивиденды на капитал)? Ответ однозначен — такое стремление безнравственно!

Сразу заметим что показная благотворительность буржуев никак не компенсирует их безнравственности. Она служит лишь явным (по отношению к налоговым органам) или виртуальным (церковь) налогом на неправедно присвоенные богатства...

Одним из очевидных способов устранения  неравенства является обобществление средств производства. Можно предвидеть возражение о том что средства производства, принадлежащие буржую, могли быть созданы его «непосильным трудом». Во-первых, достаточно очевидно что этот аргумент никак не относится к подавляющему большинству средств производства в современной России, которые были в своё время украдены у советского народа, а также к земле и природным ресурсам. Во-вторых, в спорных случаях можно воспользоваться рекомендацией Маркса о том что пролетариату легче, дешевле и выгоднее откупиться от буржуазии, заплатив ей за национализацию.

Питательной средой и опорой капитализма в России являются безнравственные, бездуховные установки и жизненные ценности, ненамеренно вдалбливаемые в сознание народа с момента начала «перестройки». На утверждение их якобы святости, вечности и безальтернативности направлена вся мощь пропагандистской машины буржуазного государства и коммерческой рекламы. Эти установки и ценности подаются в затейливом ассортименте мифов о всяческих свободах, правах и возможностях.

Проанализируем некоторые эти установки не только с точки зрения нравственности, но и рациональности, которая на поверхности является краеугольным камнем буржуазной политэкономии. Постулат о том что абсолютным благом является приобретение максимального количества материальных благ, чем больше у человека материальных благ тем лучше, является фундаментом теории полезности, претендующей на объяснение поведения участников капиталистического производства и рынка. Однако потребление человека как биологической системы ограничено как, впрочем, ограничены и ресурсы планеты (земли, воды, энергии, природных ископаемых).

Потребление излишнего количества пищи, не говоря уже об употреблении спиртного, табака и алкоголя, отрицательно сказывается на здоровье. Ожирение, вызванное чрезмерным употреблением пищи достаточно распространено в странах «золотого миллиарда» и является экспериментальным подтверждением того что больше не всегда означает лучше. Размер личного жилища ограничивается не только площадью земного шара, но и физической возможностью семьи обслуживать такое жилище, например, убирать и ремонтировать дом или квартиру.

Здесь мы подходим к фундаментальному ограничению на размер личной собственности — это затраты времени на её обслуживание. Невозможно одной семье ни жить в замке, ни ухаживать за сотней автомобилей, самолётом или стометровой яхтой. Обслуживание чрезмерной собственности требует привлечения наёмного труда других людей, что лишает других людей возможности обслуживать такое же количество личной собственности. Но даже если собственность можно было бы обслуживать, её невозможно потребить, а ею можно только владеть - невозможно ехать на более чем одном автомобиле, лететь в нескольких самолётах, одновременно жить в нескольких квартирах.

Таким образом целью приобретения материальных благ становится не потребление, а владение. Пределу владения действительно нет. Стремление к владению всё увеличивающимся объёмом материальных объектов, которые не могут быть потреблены владельцем, иррационально, особенно если не рассматривать его окружение.

При наличии множества участников, гонка за абсолютным богатством оборачивается борьбой всех против всех, когда целью жизни становится накопление богатства большего по отношению ко всем остальным, стремление выделиться. Игра на низменных чувствах зависти и алчности является основой многих рекламных компаний и особенно тех, которые рекламируют так называемые элитные товары.

Безнравственность стремления возвыситься над другими очевидна. Побочные эффекты ужасны. Возвышение одних за счёт накопления богатства означает отъём этого богатства у других членов общества, в том числе ниже не только так называемого «достойного» уровня жизни, но и прожиточного минимума. Эта одна из причин того что в то время как 8-й часовой рабочий день является нормой уже десятки лет, за которые производительность труда выросла приблизительно в сто раз, миллиарды людей всё ещё живут впроголодь, а десятки миллионов ежегодно умирают от голода.

А.Г.Махотки: "Код русской цивилизации - совесть. Код западной цивилизации – выгода. Эти коды несовместимы и взаимоисключающи. На Западе выгода настолько потеснила совесть, что некоторые народы утратили само это понятие."

Безнравственность капитализма настолько пропитала западное общество что махровый индивидуализм преподносится как повод для гордости. Индивидуализм ассоциируется со свободой и инициативностью. Но какая это свобода? Это свобода эксплуатировать ближнего, взять от него максимум до тех пор пока жертва не восстанет или не умрёт. Стремление урвать от общества как можно больше в надежде на беззаботную жизнь, т.е. существование без необходимости трудиться, культивируется в качестве основной жизненной цели человека в капиталистическом обществе.

Действительно, только капитализм даёт такую возможность, и именно этим — надеждой и стремлением к будущему паразитическому существованию для себя и своих потомком, обусловлена поддержка капитализма со стороны многих наёмных работников. Они несомненно понимают что подвергаются капиталистической эксплуатации, но видят решение не в уничтожении капитализма, а в стремлении самим стать буржуями или рантье. И только в моменты кризисов, когда жизнь настолько безрадостна что надежда на скорый переход в ранг праздных паразитов исчезает или само существование становится невыносимым, безнравственность заменяется временной революционностью. Но эта революционность опять же основана на желании урвать максимум из сложившейся ситуации. Такие люди могут быть лишь временными сторонниками, но они не могут построить новое, коммунистическое общество, основанное на таких понятиях как любовь, равенство, великодушие и честность.

Капитализм безнравственен. Безнравственность воспроизводит капитализм. Построение коммунистического общества потребует поддержки большинства членов общества. Подлинная долгосрочная поддержка будет обеспечена только если индивидуализм и стремление к праздности и возвышению над людьми будет заменено в сознании большинства стремлением жить по совести, следовать универсальному нравственному закону.

                                      форум МСК
Категория: Статьи на актуальные темы | Добавил: ira-moscow (24.01.2009)
Просмотров: 3496 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 |