В РОССИИ НАЧАЛСЯ ГОД МОЛОДЁЖИ
в его рамках проходят мероприятия по развитию
инновационного потенциала и научно-технического творчества детей и молодёжи.
Дороги, которые выбирают наши дети
Наблюдая современную общественную жизнь,
приходится признать, что живем мы в
эпоху разгула мракобесия. Практически все телеканалы, за редким исключением,
распространяют всяческий абсурд, пропагандируя экстрасенсов, «чудотворцев»,
астрологов и т.д. Курс астрономии выброшен из школьной программы, зато правительственные
СМИ публикуют гороскопы на каждый день, а московский планетарий, единственное
место в городе, где можно увидеть звездное небо, закрыт и неизвестно когда откроется.
Совсем недавно малограмотная Маша Шрайбер и
ее отец потребовали исключить из школьной программы « устаревший и ошибочный» Дарвинизм
и включить теорию создания живых существ
по божьей воле. Создается впечатление, что широко разрекламированная возня
вокруг Дарвинизма, не что иное, как попытка дискредитировать Православие. Уже написан учебник по биологии, в котором
сказано, что у мужчины на два ребра меньше, чем у женщины, поскольку женщина
сотворена из ребра Адама. И это в стране, которая является светским
государством. Вера и Наука - разные области человеческой культуры. Вера потому
и Вера, что является тайной, которая не подлежит научному анализу. И это
хорошо.
Похоже, в высших эшелонах власти заметили
рост мракобесия в стране.
29 мая 2008 года глава
правительства В.В. Путин выступил с речью на Общем собрании РАН и затем,
просматривая проект постановления собрания, Владимир Владимирович заметил: «
Мне особенно понравился четырнадцатый пункт: «Считать гражданским долгом ученых
постоянное взаимодействие со СМИ для пропаганды достижений науки, борьбы с
лженаучными представлениями…
-« С мракобесием, короче.
Очень правильно!» - резюмировал В.В. Путин.
Будущее России зависит от того, по какому
пути пойдет молодое поколение. Посвятят ли они свою жизнь продвижению
иностранных товаров на российском рынке, а, может быть, найдут теплое местечко
в каком-нибудь газпроме, или, все же, вырвавшись
из цепких объятий потребительского общества, выйдут на дорогу бесконечно
выдающегося развития науки, а, следовательно, и человечества.
Российские ученые, выполняя свой гражданский
долг, не оставляют без внимания молодежь, которая выбрала дорогу знаний.
Так с 3 по 8 января в городе Дубна
прошла II Международная
научно-практическая школа-конференция молодых исследователей, в которой приняли
участие, не утратившие любовь к знанию школьники и студенты 1 - 2 курсов,
выполнившие самостоятельные исследования в области естественных и гуманитарных
наук. В этом году на конференцию приехало несколько больших делегаций из Харькова,
Уфы, Москвы, Обнинска, и, конечно, Дубны.
Организаторы Конференции: Лаборатория
ядерных реакций Объединённого Института Ядерных Исследований, Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Лицей № 6 г. Дубны Московской области» и Школа
«Исследователь».
Особо отметим Школу «Исследователь» — это
сугубо некоммерческий и негосударственный образовательный проект. Он
основывается на энтузиазме его участников, которых с каждым годом становится
все больше.
«Исследователь» включает в себя четыре
отделения: физическое, медицинское, социальных наук и журналистики. Все мероприятия проводятся при поддержке Межрегиональной
общественной организации «Объединение преподавателей истории» и «Учительской
газеты», Российского Магнитного Общества, а также Малой Академии МГУ.
Преподаватели — сотрудники вузов и
исследовательских центров, учителя общеобразовательных школ, студенты,
аспиранты, а также специалисты, работающие в прикладных областях — врачи,
журналисты, маркетологи, социальные работники.
Пожалуй, одной из самых примечательных
особенностей деятельности школы являются исследовательские работы, в которых ставятся
интересные научные вопросы, ответы на которые ищет молодежь.
Способствует ли участие в школе дальнейшему
поступлению в ВУЗ?
Хотя специально такой цели не
ставится, но как показывает практика, поступают практически все. Само участие в
школе очень существенно помогает расширить кругозор и определиться с
предпочтениями при выборе ВУЗа. И, как было неоднократно замечено, появление
интереса к исследовательской деятельности косвенно приводит к существенному
росту успеваемости, причём не по одному предмету. Кроме того, если уж школьник
решил связать свою жизнь с наукой, то полученные навыки впоследствии хорошо
помогают ему при выборе лаборатории и, по меньшей мере, на начальных этапах
(которые часто самые важные) работы в ней.
Конференция - "Флёровские чтения",
проводится в честь выдающегося российского физика Героя Социалистического
Труда, лауреата Государственной премии академика Георгия Николаевича ФЛЁРОВА.
Вот краткие вехи его
биографии: В 1938 году в совместной
работе с К.А. Петержаком было открыто новое явление: ядро урана может
самопроизвольно распадаться приблизительно на две равные части.
В 1942 году Г.Н. Флеров
настойчиво пишет письма правительству о необходимости ведения исследовательских
работ в области ядерной физики.
В годы Великой Отечественной
Войны активно участвует в создании атомной бомбы, испытание которой было
проведено в 1949 году.
В 1957 году была создана
Лаборатория Ядерных Реакций, директором ее до 1990 года был академик Г.Н.
Флеров.
Развивая идею по синтезу
заурановых элементов на уникальном ускорителе многозарядных ионов У-300, был получен
целый ряд химических элементов. 105 элемент назван Dubnium - Db .
Разработки Г.Н. Флерова использовались
при ликвидации последствий на Чернобыльской атомной электростанции, а также при
изготовлении сверхчистых вакцин в медицинских исследованиях.
Сейчас в лаборатории открывают сверхтяжелые
элементы под руководством академика Ю.Ц. Оганесяна.
Что особенно интересного и важного
запомнилось участникам конференции? Судя по отзывам, запомнились, естественно, доклады товарищей!
На конференции можно было услышать немало увлекательных лекций: по
социологии, физике, биологии. Все
мероприятия проходили в соответствии с заранее намеченным планом. Утром - доклады
участников по секциям, а во второй половине дня - лекции ученых.
«Флеровские чтения» пользуются поддержкой
многих ВУЗов, научно-исследовательских и
просветительских организаций.
Так, в этом году в открытии конференции принял
участие главный редактор журнала "Квант" Сергей Сергеевич Кротов. Его
зажигательная импровизация о свойствах зеркала как математического объекта,
вызвав живой интерес участников, стала яркой иллюстрацией того, как необычные
свойства могут обнаруживаться в привычных вещах и явлениях.
Второй год продолжается содружество
"Флеровских чтений" и МФТИ, который предоставляет современное научное
оборудование для проведения в рамках конференции практикума для школьников по
работе на сканирующем зондовом микроскопе.
В этом году практикум начался вводной
лекцией Ирины Григал и Игоря Мосягина (МФТИ) о том, что означает загадочное
слово "НАНО", что такое сканирующий зондовый микроскоп и как они
связаны.
Николаем Барановым (ВЦ РАН) была прочитана лекция
"Любовь глазами математика".
На примере вечной повести о Ромео и Джульетте, используя математику, ученый
показал развитие чувства влюбленных и их
понимание.
Наряду с естественнонаучными лекциями и докладами участников,
звучали и выступления представителей гуманитарных наук.
Евгений
Варшавер (МАБиУ) прочитал очень интересную лекцию: «Ислам в современном мире».
Судя по отзывам, запомнился
ребятам и проведенный Александром
Серкиным (МГПУ) семинар-тренинг по сложным
проблемам ЕГЭ, и рассказ доцента физфака МГУ Александра Пятакова о науке в жизни или жизни в науке.
Каждый вечер участников конференции ждала
развлекательная программа: игры, песни под гитару, театральные постановки.
Рассказ обо всех этих мероприятиях мог
бы стать темой отдельного разговора.
В последний день, прощаясь с Дубной, с
новыми друзьями, с организаторами конференции, ребята говорили о том, что в
повседневной жизни им очень не хватает общения и внимания со стороны взрослых.
Потому так захватывающе интересны для них были встречи с выдающимися учеными,
преподавателями ВУЗов и просто с организаторами конференции.
Ирина Щеглова
|