…Когда мы говорим о персонификаторах интеллектуального
труда, то автоматически заярлычиваем всех их как "интеллигенцию"
("научную", "творческую" и т.п.). Думаю, это ошибка. За
термином "интеллигенция" скрываются, как минимум, два совершенно
разных социальных и профессиональных типа. Первый - профессионалы
интеллектуального, умственного труда, т.е. те, в чьей деятельности
профессионально-специализированная функция, обусловленная задачей поиска истины
и предметом исследования, доминирует над прочими. Второй - это собственно
интеллигенция, т.е. такой сегмент работников интеллектуального труда, в
деятельности которого статусный и потребленческо-символический аспекты
доминируют над интеллектуально-профессиональными, содержательными. Речь идет,
во-первых, о потреблении символов и образов, которое, кстати, тоже носит
статусный характер - в советском обществе это было, прежде всего, статусное
потребление западных идей, образов, книг, кинофильмов и т.д.; во-вторых, о
претензии на исключительную монополию на такое потребление и на интерпретацию
"потребляемых" объектов. Все это, естественно, за счет и в ущерб профессии,
делу, которое оказывается чем-то второстепенным.
"Средний массовый интеллигент в России (а тем более
совинтеллигент и эрэфинтеллигент. -А.Ф.) большей частью не любит
своего дела и не знает его. Он - плохой учитель, плохой инженер, плохой
журналист, непрактичный техник и проч. и проч. Его профессия представляет для
него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. [...] Того, кто
является выразителем самостоятельной мысли, окружает и теснит глухая
злоба", - писал А.С. Изгоев в начале XX в. В конце XX в. Дм. Галковский
зафиксирует: "Интеллигенты, сознавая свою второсортность, подсознательно
завидовали людям, имеющим, по их мнению, серьезную профессию". Ну а Александр
Зиновьев просто отметил: одно из главных
препятствий на пути научного познания - гигантская армия людей, формально
занятых в науке, но относящихся к ней не как к поиску истины, а как к средству
добывания жизненных благ и жизненного успеха (известность, степени, звания,
награды), т.е. занимающихся не делом (профессия), а делишками по поводу и на
фоне дела и сущностно являющихся вторичными.
Если интеллектуалы-профессионалы предпочитают работать либо
в одиночку, либо в группе единомышленников, то интеллигенты (речь, подчеркиваю,
идет о социальной характеристике, а не о личностно-человеческой) организованы в
кланы; более размытая структура - салон (сегодня - тусовка, группирующаяся
вокруг определенных изданий, чаще всего интеллигентско-богемного замеса).
Если профессионал, как правило, существует в качестве индивидуального социального
индивида, не склонного к жизни в иерархически организованном сообществе ("Ты,
царь: живи один"), то интеллигенция чаще всего выступает как
коллективный социальный индивид разной степени сплоченности (от группировки до
стада/стаи alaкиплинговские Бандар-Логи). Этот коллективный индивид
имеет свои формы (кланы), иерархию, ритуалы, дисциплину, ценности, фобии,
психо- и социопатологии, культурных героев и табу, авторитетов и
"фюреров". В производственных ячейках противоречие
профессионалы-интеллигенция, как правило, выступает в форме
"личность-коллектив": профессионалов стремятся давить от имени и по
поручению коллектива. Или стремятся, если есть возможность, просто не
допустить в коллектив, на то поле специализированной деятельности, где
профессионал очень быстро может продемонстрировать "оппонентам", что
их деятельность близка к тому, что Зиновьев называл "балетом
безногих".
У интеллигентов и профессионалов в сфере интеллектуального труда разные цели,
задачи и стратегии. Для профессионала главное - содержательная деятельность,
профессиональный поиск истины (это в то же время есть
социально-антропологическое и метафизическое качество данного типа). Для
интеллигента как непрофессионального (или малопрофессионального) интеллектуала
главное не субстанция, а функция, внешние атрибуты, статусные отношения,
реализация которых варьируется от чиновничьей карьеры, коллекционирования
должностей и званий (у профессионалов это, как правило, редкий, побочный или
просто случайный продукт профессиональной деятельности, но это - исключение,
которое подтверждает правило) до безопасной фронды по отношению к системе; этим
часто пользуются не способные ни к к профессиональной, ни к чиновной карьере
полные бездари, которые таким образом обретают статус и известность. В крайних
случаях место фронды может занять активная критика системы (особенно если
критики чувствуют поддержку Запада, а сама критика хорошо
"спонсируется")- Это путь, пройденный многими диссидентами; среди
последних, помимо людей психически неадекватных (см. об этом у В. Войновича в
"Портрете на фоне мифа" - М.: Эксмо-пресс, 2002. С. 143-144), было
много таких, для кого диссида стала средством компенсации профессиональной
несостоятельности, а то и личностной ущербности. Кто из них есть кто и кто был
кем, со всей очевидностью выявилось после крушения коммунизма, в 1990-е годы.
Попробуйте оторвать профессионала от письменного стола или
лаборатории посулами должности или публичности. Интеллигент же, в отличие от
профессионала, легко смывается из "своей" сферы оргдеятельности в
политику, во фронду, в революцию, в административную систему, т.е. подальше от
содержательных форм и структур деятельности и поближе к власти, статусу и
потреблению (в студенческие годы этот тип узнаваем в комсомольских активистах,
"полупрофессионалах" самодеятельности, КВН и прочих форм
дрыгоножества). И - объективно - чем больше таких персонификаторов умственного
труда покидает эту сферу, тем лучше. Особенно много непрофессионалов покинуло
сферу интеллектуального труда в период перестройки; все они ушли в
"оральную политику", составлявшую важнейший аспект горбачевщины - в
реальную политику и уж тем более во власть их за редчайшими исключениями не
пустили.
Поскольку профессиональные интеллектуалы и интеллектуалы
статусно-потребленческие (т.е. интеллигенты, они же - непрофессиональные
интеллектуалы, интеллектуалы без "полезной специальности") работают
на одной площадке и являются двумя совершенно различными социальными типами,
между ними объективно существует серьезное, по сути антагонистическое
социоантропологическое и метафизическое противоречие. Это не значит, что нет
противоречий в среде самих профессионалов, с одной стороны, и в кланах и
салонах интеллигенции, с другой - есть, и еще какие. Достаточно вспомнить
1930-е годы, когда интеллигенты писали друг на друга доносы и сажали в тюрьму,
а потом все свалили на систему и ее главного злодея. И тем не менее, эти
противоречия не являются сущностно-антагонистическими, да и писали
представители интеллигенции, главным образом, на профессионалов.
Необходимо также отметить надуманность и фальшь противоречия
"чиновники (бюрократия)-интеллигенция", под которым подразумевается
противостояние некомпетентной, коррумпированной и лишенной души и идеалов
бюрократии и чистой и самоотверженной интеллигенции. На самом деле противоречие
есть между профессионалом как персонификатором содержательных форм деятельности
и чиновником, отчужденным (как и полупрофессионал-интеллигент) от
содержательных форм деятельности и способным лишь имитировать их.
Между большей частью чиновничества и большей частью
интеллигенции противоречия минимальны и носят, главным образом, внешний,
"символическо-договорной" характер, демонстрация которого выгодна
обеим группам. Более того, значительная часть чиновничества и интеллигенции
составляют единый социальный кластер (в него входит также часть богемы, а в
современных условиях - еще и работников СМИ). Общий знаменатель для
составляющих частей кластера - содержательная имитатив-ность (или имитативная
содержательность) деятельности, ее статусно-символический и потребленческий
характер. Между "содержательным" чиновником, т.е. профессионалом
бюрократического труда, и профессионалом-интеллектуалом серьезных противоречий
быть не может. А вот между профессионалами и интеллигенцией они ест! и носят
антагонистический характер.
Первые объективно мешают жить второй, создают у нее чувство
неполноценности, бессодержательности. Самим фактом своего существования, не
говоря уже о со держательных профессиональных достижениях, профессиональные
интеллектуалы девальвируют образ и смысл жизни интеллигенции, а самое главное —
ее смысловую и клановую иерархию, систему ценностей, статусно-символические
достижения, бросая ей, подобно Алисе из знаменитой сказки, фразу "Вы
всего лишь колода карт". Ясно, что профессионал - это всегда нечто
неприятное для непрофессионала. "Принимая решение пробиваться за счет
науки, - писал А.А. Зиновьев, - я не думал о том, что тем самым я вынуждаюсь на
конфликт с самым сильным, самым неуязвимым, самым замаскированным под
благородство и самым беспощадным для меня врагом, - с моей профессиональной
средой". Здесь необходимо одно уточнение: профессиональной в
описательно-назывательном, формальном смысле; по сути же речь идет о конфликте
профессионалов и интеллигенции в сфере-среде интеллектуального труда.
Сказанное выше не имеет своей целью принизить интеллигенцию
и возвысить профессионалов, нарисовав черной краской одних и белой - других,
доказать, что одни - плохие, а другие - хорошие. Речь совершенно о другом - о
фиксации принципиально различных типов умственного труда. Это тем более
необходимо, что представители интеллигенции более или менее понимают или, как
минимум, чувствуют свою социальную природу и верно идентифицируют себя и себе
подобных ("ты и я - мы одной крови" - при этом нередко
значительную узнавательную роль играют общие мифы и особенно фобии и
социопатологии). А вот профессионалы интеллектуального труда часто
воспринимают себя как представителей интеллигенции, ошибочно идентифицируют
себя с ней и в связи с этим не понимают, почему не находят общего языка с
представителями (как им кажется) их же среды, природу своих конфликтов или, как
минимум, противоречий с ней и в ней. Как говорится, "кто не слеп, тот
видит", и одна из главных задач профессионалов интеллектуальной сферы -
осознание и(или) выработка своей собственной идентичности, а не растворение в
социально чуждом кластере "чиновник-интеллигент-богемщик"…