Один за другим местные автозаводы, как "старожилы", так и новые,
объявили о том, что приостанавливают производство, и дело не ограничится
рождественскими каникулами. О временной остановке уже заявили ГАЗ, ВАЗ,
GM-Avtovaz, КАМАЗ,Volkswagen, Renault. Вероятнее всего, за ними последуют
General Motors и Ford. Только-только начавшийся развиваться сектор экономики
без государственной поддержки не получит ни шанса на выживание.
Новая российская автоиндустрия едва начала набирать обороты. За 10 месяцев
2008 года производство легковых автомобилей в России увеличилось на 19,1% по
сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составило 1,3 млн
единиц. Разразившийся кризис свел усилия по возрождению автопрома на нет.
Причины остановки автозаводов кроются не только в снижении спроса на продукцию,
но и в проблемах с банками. Заводы оказались в долгах, поставщики прекращают
поставку автопроизводителям металла, стекла, резины и пр. сырья. Больше всего
от кризиса пострадал сегмент коммерческих автомобилей, продажи которых
осуществляются преимущественно через кредитные и лизинговые схемы.
Нехватка оборотных средств и проблемы со сбытом заставили сразу нескольких
автопроизводителей сделать перерыв в производстве. Калужский завод Volkswagen
Rus остановит конвейер с 22 декабря по 12 января. Правда, на предприятии
уверяют, что досрочная остановка производства с кризисом никак не связана –
просто к этому сроку уже будут выпущены запланированные на 2008 год 60 тысяч
автомобилей.
Московский "Автофрамос" увеличит своим рабочим рождественские
каникулы сроком до месяца: в придачу к новогодним праздникам конвейер не будет
работать с 12 по 31 декабря 2008
г.. Как пояснили на заводе, остановка конвейера на 14
рабочих дней связана со снижением спроса на продукцию предприятия – автомобили
Renault Logan.
КАМАЗ, традиционно устойчивый к различным катаклизмам, еще в начале октября
перешел на сокращенную четырехдневную рабочую неделю — но это не помогло ему
справиться с затовариванием складов. С 24 ноября рабочие находятся в
вынужденном отпуске. В компании сказали, что готовы вернуться к прежним объемам
производства, но дальнейшая ситуация будет зависеть от состояния мировой
экономики.
ГАЗ еще в октябре дважды останавливал конвейеры по производству грузовых
автомобилей "ГАЗель", "Соболь", "Валдай" и
"Баргузин", рабочие были отправлены в отпуск. В ходе десятидневного
простоя завод недовыпустил 200 автомобилей. Сейчас же завод вводит трехдневную
рабочую неделю, в месяц выпуская 600 машин вместо 1000. Когда производственные
площадки заработают в полную мощность, на ГАЗе сообщить затруднились, отметив,
что это будет зависеть от заказов со стороны дилеров. Здесь также намекнули,
что возможна приостановка и других сборочных предприятий группы. В частности,
может пострадать конвейер по сборке автомобиля Voga Siber, который, увы, пока
слабо востребован на рынке. Уже сейчас план выпуска модели Volga Siber на этот
год с первоначально заявленных 20 тыс. откорректирован до 3-4 тысяч машин.
Традиционно резко реагируют на колебания спроса и прочие катаклизмы
тольяттинские предприятия АвтоВАЗ и GM-AvtoVAZ. На ВАЗе уже принято решение
продлить новогодние каникулы на неделю. Вследствие вынужденных каникул завод
снизит первоначально запланированный выпуск на этот год на 7-8 тысяч
машин.Завод GM-AVTOVAZ делал несколько остановок еще в ноябре, а в декабре
GM-АВТОВАЗ остановит конвейер на неделю раньше рождественских каникул – с 15
числа.
Замораживаются планы по строительству автокомпонентных предприятий. Целиной
рискует остаться Новгородская область, из которой собирались сделать очередной
автомобильный кластер. Руководство региона подобрало 13 индустриальных площадок
под размещение производств и вело переговоры с четырьмя мировыми
производителями автомобильных комплектующих. Как признался первый вице-губернатор
области Бориса Воронцов, инвесторы стали более внимательно просчитывать свои
бизнес-проекты с учетом возросших рисков. "Пока реализация этого проекта
не начата", – сообщил он. Завод по производству автомобиля Chevrolet
Lanos, который собиралась строить здесь украинские компании "Богдан"
и "УкрАвто", изначально был очень мифическим, а сегодня это проект
считается окончательно замороженным.
Украинский авторынок сейчас трясет похлеще, чем российский. Продажи
стремительно падают, автомобили продаются с огромными скидками и практически
все автопредприятия на Украине будут остановлены уже в ближайшие недели. Так
сказал вице-президент ассоциации "Укравтопром" Юхим Хазан. По его
словам, с середины декабря 2008
г. начнется процесс остановки автомобильных заводов.
"Практически все предприятия будут остановлены. Не будет работать ни КрАЗ,
ни ЗАЗ. Следом за ними будут стоять агрегатные предприятия", – сказал он.
Следует отметить, что в последнее время правительство прилагает существенные
усилия для поддержки отечественного автопрома, что выражается в предоставлении
доступа к госбюджету, государственных заказах на автотехнику, введении
заградительных пошлин на подержанные иномарки. В настоящее время с подачи
президента РФ Дмитрия Медведева готовится еще ряд проектов, призванных защитить
автоиндустрию. Радует, что основные автопроизводители все-таки успели заложить
автозаводы вовремя. Кризис рано или поздно исчерпает себя, а сейчас главное —
удержаться на плаву, выбрав грамотную антикризисную стратегию.
По оценке аналитического агентства "Автостат", из-за грядущей
остановки производства во второй половине декабря, к концу года легковых
иномарок будет собрано меньше на 40 тысяч автомобилей (600 тыс. машин вместо
640 тыс.). Аналитики констатируют, что по итогам года на долю местной сборки
придется 46% российского рынка новых автомобилей, а доля импорта окажется чуть
больше — 54%.